Песочная терапия

замок из песка   Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу, словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь…

Часто человеку сложно найти  или подобрать слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним, а своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. СОБСТВЕННЫЙ МИР В МИНИАТЮРЕ ИЗ ПЕСКА!

Увлекательная игра или серьёзное терапевтическое направление?

Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности.

JXiIendfgIs Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир.
«Работа с песком» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии. Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Песочная терапия — это невербальная (не словесная) форма общения психолога с клиентом.
В процессе песочной терапии проявляются творческие возможности человека, благодаря чему происходит решение внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне.
Песок ассоциируют с бессознательным, из которого человек сам извлекает предметы, освобождаясь тем самым от подавляемых конфликтов. Создавая песчаные ландшафты, человек может осмыслить содержание бессознательного.
Почему же, даже став взрослыми, мы с детским азартом и воодушевлением строим замки из песка?
2QABhttXQdkРазыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.
Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его. А затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека.
Песочная терапия позволяет:
•    выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
•    открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;
•    даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.
В результате курса песочной терапии проходит тревога, искажающие поведение эмоции устраняются. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и детей и взрослых.

Песочная терапия для детей.

bGJT6Zt1_Fpk Маленький человек с незначительным словарным запасом не имеет возможности рассказать взрослому о своих переживаниях, реализовать свои творческие потенциалы, приоткрыть перед нами тайны своей Души. Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит.
Песочная терапия для детей — это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. В играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребёнка в данный момент.
В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Песочная терапия, по сути, игра. Именно игра помогает детям учиться строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства. Но и взрослым полезно иногда поиграть. Так мы словно распахиваем двери для своего творческого начала. А оно, в свою очередь, придаёт нам сил для развития и перемен. Песочная терапия это игра с символами, которые помогают услышать своё «Я», которое способно подсказать вам выход из сложившейся ситуации либо пути решения проблемы.
Песок является природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и вода — естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определённого характера, которыми не обладают другие материалы. Человек, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определённую форму своим чувствам и мыслям…
Что же происходит в бессознательном ребёнка, когда он играет в песок?
Строя картину из песка, ребёнок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира, свое состояние. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться), но наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный «лист», потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребёнка, и так далее.
Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка.
qrhEnpqgLjAРазвивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. Выполняя задания на песке ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно — быстро. Для ребёнка песочная терапия естественная игровая среда хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Особенности песочной терапии и в её преимущества.
Во-первых, это большие возможности для самовыражения. Создаваемые в процессе сеанса песочной терапии композиции, позволяют нам выразить, что часто тяжело передать с помощью одних только слов. И это очень важный момент. Ну а если вы испытываете трудности либо по каким-то причинам не можете рассказать о своих переживаниях, то песочные картины способны помочь вам раскрыться.
Нужно отметить, что при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, как например, при простом рисовании. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия «неправильно». Поэтому, на сеансе песочной терапии, вы чувствуете себя более раскованно и не склонны излишне контролировать и оценивать свои действия. Ведь понятия «красивая» или «правильная» песчаная композиция просто не существует.
dFA09WJdUjkВ то время как, например, в живописи или лепке всегда присутствует оценка правильности своих действий.
Количество встреч при таком виде работы не определяется. Здесь все строится на эмоциональных возможностях ребёнка. Психолог следует за ним, позволяя выражаться и отыгрывать требуемые моменты.

Занятия с песком трудно переоценить, они побуждают ребенка к творческим экспериментам, к получению захватывающих впечатлений, развитию воображения и фантазии при этом  успешно развиваются интеллектуальные способности (речь, память, мышление, фантазия), мелкая моторика, стабилизируется эмоциональное состояние.
  В итоге Ваш ребёнок здоров и счастлив, а это самое главное!