Преступление и наказание

наказание   Очень часто на психологической консультации  родители  задают вопрос о том, как применять в воспитании ребёнка  наказания? Применимо ли оно вообще, или же стоит отказаться от данного метода воздействия? А если наказывать, то как?
Попробуем разобраться и ответить на эти вопросы...     Итак, наказание – это  метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки  в дальнейшем. Использование данного метода ставит перед собой цель – чтобы ребёнок осознал не правильность своих действий и поведения. Каждый ребёнок рано или поздно начинает совершать разные  поступки, которые могут быть даже опасны для его жизни  и окружающих (лазают и прыгают  с крыш, играют  с палками и др. острыми предметами и т.д). Иногда наши слова, многократно повторённые, не  доходят до ребёнка и тогда приходится обращаться к следующей воспитательной мере – наказанию.
Естественно первое, что  необходимо сделать, это объяснить ребёнку, что он нарушает правила или нормы поведения, (другими словами, ребёнка нельзя наказывать, например, за то, что он взял без спроса деньги лежащие на столе, если прежде вы ему не объясняли, что чужие вещи без спросу брать нельзя). Любому наказанию должно предшествовать обучение и предупреждение, а так же наказание должно быть адекватно возрасту.
малыш   Раньше 2-2,5 лет наказывать детей, в общепринятом понимании, практически не имеет смысла. Малыши еще не понимают смысла наших слов. НО зато, очень хорошо понимают интонацию и тактильные (физические) ощущения. Если Ваш малыш делает что-то не так, подкрепите Ваше «нельзя» интонационно ( изображая испуг – в тем самым можете донести до малыша что «больно будет», ваша обида – означает «мама расстроилась») и телесным ощущением — слегка сожмите ручку, прижмите к себе и т.п.
В возрасте от 2-х до 4-х лет ребенок осознает себя как личность, начинает понимать, какие из его поступков радуют окружающих, а какие огорчают или раздражают. Несмотря на то, что понимание уже пришло, способность к управлению своим поведением еще неокончательно сформирована. В этом возрасте малыши очень часто поступают наперекор родителям. И делают это вовсе не потому, что не хотят считаться с вами, просто им необходимо почувствовать некоторую независимость, свои возможности и их границы. Для ребенка в возрасте с 2 до 4 лет  вполне достаточно простоять в углу или просидеть на стульчике 2-5 минут. Можете поставить перед ребенком часы и объяснить ему, где должна быть стрелочка, чтобы наказание закончилось. Также запомните, что детей в возрасте до 7 лет необходимо наказывать сразу после совершённого проступка, иначе они могут не понять за что их наказали и проступок не будет ассоциироваться с наказанием. Недопустимо наказывать «навсегда»: «Я больше никогда не буду с тобой разговаривать!» или «Я больше никогда не куплю тебе машинку!» Все равно и разговаривать будете и машинку купите, а вот свой авторитет подорвете.
Старшие дошкольники (5-7 лет) вполне способны понимать разумные доводы и объяснения, здесь так же уместны такие формы как предупреждение («Причина-последствия, например «Если ты через пять минут не уберешь в комнате, то мы отложим поездку в зоопарк на следующую неделю», «Если к 12 часам уроки не будут сделаны, мультфильм ты смотреть не будешь». Главное, назначать совершенно реальные последствия и доводить дело до конца, т.е от своего слова не отступать) неодобрение (« мне очень было стыдно за твоё поведение») и замечание, а так же:
Чтобы было легче справиться с ребенком, используйте следующие меры:
1. Стул для тайм-аута. Это наиболее эффективное наказание для ребенка от 2 до 5 лет. Назначьте один из стульев в вашем доме стулом для тайм-аута или стулом «посиди-успокойся». Купите песочные часы на 3 минуты. Каждый раз, когда ребенок не слушается, отправляйте его на этот стул, переворачивайте песочные часы и объясняйте ребенку, что он должен сидеть на стуле, пока не кончится песок. Потом он может встать. Если он встал раньше, посадите его снова и снова поставьте песочные часы. Он должен просидеть на стуле без перерыва три минуты. При этом на самом стуле он может делать что хочет — главное, чтобы он не вставал с него. Этот метод требует научения, то есть сначала ребенок будет сопротивляться, постоянно сбегать со стула и, возможно, вам придется применять физическую силу для того, чтобы усадить его обратно. Но, поверьте, если вы проявите твердость, постепенно ребенок примет это как неизбежность и будет на нем сидеть и думать о том, что он был не прав. Три минуты — это достаточно долго для ребенка, чтобы успеть обо всем подумать.
2. Лишение привилегий. То, что ребенок очень любит делать — смотреть мультики, играть в определенные игры, сладкое, чтение на ночь. В каждой семье свои привилегии, но следите за тем, чтобы у ребенка было, что терять.
3. Лишение объекта нарушения правил. Это возможно не всегда, но, если возможно, обычно, очень действенно. Ребенок рвет книжки — заберите у него книжки. Лучше всего, если они будут стоять так, чтобы он их видел, но не мог сам взять. Он не хочет убирать игрушки? Уберите их сами и опять таки поставьте все зоны его досягаемости. Дайте ему время подумать, понять, попросить прощения и пообещать, что он больше так не будет.
4. Игнорирование. Игнорирование ребенка должно быть адекватным возрасту. Для двухлетнего ребенка вы можете отказаться с ним вместе играть и заниматься только своими делами и при этом постоянно объяснять ему, почему вы не играете с ним. Для трех-четырех летнего — вы можете не разговаривать с ним, но каждый раз, когда он к вам обращается, говорите, что не разговариваете с ним по таким-то причинам и что он должен сделать, чтобы вы снова стали с ним разговаривать. Если ребенку пять лет или больше, можно один раз сказать, что вы на него обиделись и ждете извинений и после этого никак на него не реагировать. В любом случае, будьте здесь аккуратны и чутки к своему ребенку, для него это наказание действительно очень тяжело.
5. Наказание в-шутку. Такое наказание применимо за совсем несущественные провинности. Например, если сын время от времени забегает в квартиру в грязной обуви, заставьте его 10 раз присесть, повторяя фразу «Чистота-залог здоровья!». Так, в шутливой форме можно приучить ребенка к порядку.
Физическое наказание нельзя назвать методом педагогического воздействия, скорей всего это метод дрессировки.  Причиной применения физического наказания  является ощущение собственного бессилия родителей и неспособность убедить ребёнка в чём-либо словами или собственным примером. И чаще всего, на консультации у психолога сами родители признавались в том, что когда в детстве подвергались физическому наказанию, то ничего кроме злости и мести не чувствовали, и ни о  каком раскаянии о совершённом поступке и речи не шло.
Заметим, что речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физические наказания, малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.
Далее продолжим, чего же лучше избегать в воспитании ребёнка.
1. Наказаний едой. Физиологические потребности организма находятся глубже, чем привязанность и любовь к родителям. Отказывая в еде и заставляя ребенка «зарабатывать» себе на еду, вы можете воспитать в нем отношение как у рабов к своим владельцам — он полностью в вашей власти и не может это изменить и в вашей власти не дать ему того, что ему нужно для выживания. Это вызывает агрессию и ненависть по отношению к тем, кто такой властью пользуется.
2. Эмоционально жестокое обращение с ребенком. К этому относятся крик, запугивание ребенка, обзывательства. Это то, что может привести к психологической травме ребенка и в качестве последствий иметь комплексы ребенка, сложности в общении, нарушения поведения, сложности в построении собственной семьи, когда он вырастет.
3. Забирать его любимые вещи и угрожать что-то сделать с ними. Это, с одной стороны, эмоционально жестоко по отношению к ребенку, а с другой стороны, показывает ему, что у него нет ничего «своего», раз это «свое» могут в любой момент забрать и что-то с этим сделать. У ребенка должно быть что-то свое для того, чтобы он учился различать свое и чужое, и понимал, что со своим ты делаешь то, что хочешь, а с чужим только то, что тебе разрешат с этим сделать. У него должно быть свое, чтобы воспитывать в нем ответственность за «свои» вещи. И это «свое» в первую очередь выражается в том, что вы не можете у него это забрать, когда захотите.
4. Озвучивать не реалистичные угрозы. Сюда относятся все ваши фантазии на тему того, что сейчас будет с ребенком за то, что он сделал. То, что вы сдадите его в милицию или в детский дом, придет баба-яга или Мойдодыр, варежки обидятся и уйдут… Такие обещания очень недолго дают эффект, но взрослея, ребенок понимает, что вы его обманывали, и начинает по-другому воспринимать любые ваши угрозы.
В заключении  хочется заметить, что не всегда возникает необходимость наказания. Можно в качестве альтернативы обратиться к сказкам, аллегории, сравнению. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем, так как положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло и даже овладевать навыками элементарного самообслуживания (вспомним, например, «Мойдодыра» или «Федорино горе»). Сказку, созвучную личной проблеме ребенка (про зайчишку-трусишку, про непослушного котенка и т.п.), можно сочинить и самим — вместе с малышом.
Попробуйте воспользоваться этими методами — и вы сами убедитесь в их эффективности, особенно если они использованы в нужный момент и не похожи на откровенные нравоучения.