Сказкотерапия – удивительный мир

iоткрывающий нам массу дорог для изменения нашей жизни,  где каждому предоставляется выбор, собственного пути,  как в сказке: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».  Многие удивляются,  как сказка поможет  решить сложную, неразрешимую ситуацию в жизни,  поможет разобраться во взаимоотношениях с окружающими, коллегами, родственниками, собственными детьми? Ведь у многих сказка воспринимается как вымысел, что-то придуманное и сочинённое. Недаром в народе говорят: «как в сказке», подразумевая под этим неправду или вымысел.
Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку, и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяет свое мнение. Сказкотерапия выступает, как  самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии, и в то же время как один из самых молодых методов в современной научной практике. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как психология постарались осмыслить и структурировать  знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия.
У сказкотерапии не существует возрастных ограничений, она применима в работе с детьми, подростками и взрослыми.
Начнём с истоков. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы, а сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире, в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть детям передаётся набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот «банк», эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо ресурс успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.  Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души. Т.е восприятие и осмысление  мира начинается с раннего возраста и переносится во взрослую жизнь. Специалисты утверждают, что наши поступки, страхи и переживания берут начало в бессознательном,  в котором  заложена информация с детства. Поэтому, сказкотерапия — это еще и процесс «вспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения. Что, в свою очередь, становиться  основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему Миру, а также это процесс поиска смысла жизни, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Для того чтобы стать направлением в практической психологии сказкотерапия прошла большой путь. Она была и продолжает быть средством передачи опыта и знаний «из уст в уста». Она была и продолжает быть предметом исследований различных специалистов (ведь надо же кому-то «расшифровать» древние послания в которых зашифровано тайное знание наших предков, в сказочных сюжетах зашифрована реальная жизнь!)
Может возникнуть мысль: а не уводят ли занятия сказкотерапией от реальности? Легче всего ответить: нет, не уводят, а наоборот, приводят. Однако, это было бы не совсем верно. Многое зависит от возраста. Детей, безусловно, занятия сказкотерапией не уводят от реальности. Каждое занятие сказкотерапевт завершает, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка, и как мы эти знания и опыт будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята «мудреют», познают жизнь, приобретают социальные навыки.
А подростки, ведь у них (при нормальном развитии) в этом возрасте активно «включается» левое полушарие? Действительно, аура «сказочности» при работе с подростками и взрослыми должна быть «дозированной». Для подростков и взрослых эмоциональный аспект сказкотерапии («вспоминание» сказочного мироощущения) является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурс, подросток и взрослый переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их, и приступают к конструктивному социальному моделированию. Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений, по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития).
Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный и творческий аспекты сказкотерапии. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволит изменить, или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок (творческий аспект) позволят высвободить творческую энергию воображения. Все это силы, которые помогут подростку и взрослому конструктивно изменять свою жизнь.
Источник: www.cka3ka-iks.ru